Питание

Организация питания в дошкольном учреждении

Питание в детском саду организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.

Дети получают 3-х разовое питание.  

График приема пищи составлен с учетом возраста воспитанников в соответствие с учебной программой дошкольного образования и санитарными правилами и нормами.

При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В меню представлены разнообразные блюда. В  рацион детей включены молочные продукты, мясо и рыба, овощи и фрукты, различные крупы и макароны, хлебобулочные изделия.

 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2016 года №126 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 года №317"   предусматривает изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Соблюдаются следующие принципы организация питания:

1. Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп; правильное сочетание его с режимом дня и режимом работы учреждения дошкольного образования;

2. Использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание витаминов, минеральных веществ;

3. Использование сбалансированного питания по соотношению белков, жиров и углеводов и соблюдением калорийности блюд; 

4. Правильное сочетание питания в детском учреждении с питанием в домашних условиях, проведение санитарно-просветительной работы с родителями;

5. Индивидуальный подход к ребенку, нуждающемуся в диетическом питании с учетом состояния его здоровья;

6. Правильная организация питания в группах;

7. Учет эффективности питания.

 Ведется контроль:

- за качеством поступающего сырья;
- за качеством готовой продукции;
- за состоянием здоровья сотрудников пищеблока;
- за ведением соответствующей документации.

Питание детей перенесших заболевание и часто болеющих

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ОСТРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ

Как правило, дети, вернувшиеся в детский сад после перенесенного заболевания, страдают пониженным аппе­титом, физически ослаблены. Поэтому основные принципы организации питания этих детей совпадают с принципами организации питания детей с гипотрофией. Это касается и часто болеющих детей. Их в первую очередь обеспечива­ют достаточным количеством животных белков, богатых незаменимыми аминокислотами. Для этого надо следить, чтобы часто болеющий ребенок полностью съедал полагающуюся ему порцию мяса, рыбы, творога.

Лучше, если эти порции будут несколько увеличены (на 10—15%) за счет уменьшения количества гарнира, так как ослабленные после болезни дети нуждаются в дополнительном  белке, которого они из-за пониженного ап­петита недополучают.

Для восполнения дефицита белка можно обогащать пищу энпитом (белковым, обезжиренным) в течение 1— 2 педель до восстановления нормального аппетита и улучшения общего состояния.

Количество жира в питании детей должно соответство­вать возрастной норме. Некоторые родители, а иногда и воспитатели считают, что ребенку, перенесшему заболе­вание, надо дать более питательную жирную пищу, увели­чивают ему порцию сливочного масла, дают сливки, сме­тану. Это большая ошибка. Избыточное количество жира отрицательно влияет на аппетит ребенка, и без того на­рушенный вследствие заболевания.

Для улучшений аппетита и повышения защитных сил организма ослабленным после болезни детям несколько снижают количество животных жиров, заменяя их расти­тельным маслом, богатым полиненасыщенными жирными кислотами, оказывающими благоприятное действие на вы­работку иммунитета. Общее количество растительных жи­ров в рационе ребенка должно составлять около 20% всего количества жира.

Во время кормления ослабленных детей (в обед) им увеличивают порцию салата, добавив в него немного рас­тительного масла. Полезно давать салаты с растительным маслом несколько раз в день. Родителям можно пореко­мендовать дать ребенку такой салат утром до ухода в дет­ский сад и вечером перед ужином.

-2-

Для повышения аппетита и достаточного снабжения организма детей витаминами и минеральными веществами рекомендуется широко включать в их рационы разнооб­разные фрукты и овощи, фруктовые, овощные и ягодные соки, отвары из овощей и фруктов, избегать избыточного потребления сладостей, сахара.

Для возбуждения аппетита детям можно предложить перед едой кусочек предварительно вымоченной сельди или немного кислого сока. В обед желательно вместо супа дать крепкий бульон (не более 80—100 мл), а затем наиболее питательную часть второго блюда (мясо, рыба, курица).

Молоко ослабленным после болезни детям целесооб­разно заменять кисломолочными продуктами, стимулирую­щими процессы пищеварения. Общее их количество мо­жет быть несколько увеличено. Например, можно порекомендовать родителям дать ребенку перед сном стакан кефира.

У переболевших детей повышается потребность в ви­таминах. В течение двух недель им вводят витамины С, группы В, А, Е (в возрастных лечебных дозировках).

Пища детей, перенесших острые заболевания, должна быть легкоусвояемой, разнообразной, красиво оформлен­ной.

 

 

 

Литература: Алексеева  А.С.  Организация питания  детей в дошкольных учреждениях.  М.: Просвещение. 1990.

свернуть

Рациональное питание

Неправильное или нерациональное питание — одна из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболева­ний и некоторых других болезней. С другой сто­роны, правильное или рациональное питание может служить эффективным средством профи­лактики, а в ряде случаев — и лечения наибо­лее распространенных и опасных для здоровья заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, сахарный диа­бет и некоторых других. Рациональное питание положительно воздействует на предвестники этих болезней или на «факторы риска», такие как повышенный уровень холестерина в крови, из­быточная масса тела, степень усвояемости саха­ра, повышенное артериальное давление и другие. В настоящее время можно назвать следующие принципы рационального питания:

— Важно соблюдать принцип сохранения энер­гетического баланса организма, то есть с пищей необходимо потреблять такое количество калорий, которое ежедневно расходует­ся, в основном, за счет мышеч­ной работы. При избыточной

массе тела энергетический ба­ланс должен быть отрица­тельным, то есть расход энер­гии — превышать поступле­ние энергии с пищей.

—  Все жиры должны со­ставлять не более 30 — 33 % от общей калорийности рациона, а при повышенном уровне холестерина в крови и того меньше — до 20 %.

         От общего количества по­требляемого жира (как в сво­бодном виде, так и содержа­щегося в продуктах) не менее 1/3 должны составлять растительные жиры (оливковое, кукурузное, подсолнечное и т.п. мас­ла). В упрощенном виде этот принцип означает замену сливочного масла и других животных жиров растительным маслом во всех случаях, когда представляется такая возможность.

         Необходимость ограничения животных жиров в питании до указанных пределов обусловлена тем, что именно они являются основным источ­ником пищевого холестерина, избыток которого приводит к вредному для здоровья повышению уровня холестерина в крови. Поэтому в выборе продуктов нужно быть осторожным, особенно с теми из них, которые богаты пищевым холесте­рином — это сыры 45 — 50 % жирности, а также жирная рыба и мясо, наваристые бульоны, печень, холодец.

–– В рациональном питании углеводы состав­ляют около 50 — 54 % общей калорийности ра­циона, причем на рафинированные или очищен­ные сахара должно приходиться не более 1/5 всех углеводов, или не более 10 % калорийности суточно­го рациона. Это примерно со­ответствует 50 г рафиниро­ванного сахара, тогда как сей­час среднее потребление са­хара превышает 120 г в день. Тем, кому трудно отвыкать от сладкого, в качестве заме­нителя сахара можно исполь­зовать так называемые «на­туральные сахара»: мед, су­хофрукты, а также замените­ли сахара — конфеты на кси­лите и т.п. При этом не сле­дует забывать, что все эти продукты высококалорийны

2

и потребление их в большом количестве может нарушить энергетический баланс.

–– Наш повседневный ра­цион должен в достаточном количестве содержать расти­тельную клетчатку, ту самую, которую еще 30 — 40 лет назад считали просто «шлаком», и от которой путем рафиниро­вания продуктов стремились избавиться. Минимум клет­чатки необходим для нор­мальной моторики толстого кишечника, кроме того, клет­чатка способствует снижению уровня холестерина в крови. Практическое выполнение этого принципа означает сис­тематическое потребление продуктов, богатых клетчаткой (овощи, фрукты, хлеб из муки гру­бого помола или с добавлением отрубей).

–– Всем людям, наследственно предрасполо­женным к гипертонической болезни, а также тем, кто болен гипертонией или отмечает хотя бы кратковременные подъемы артериального давления, следует ограничить потребление по­варенной соли до 3 — 5 граммов в день. Всем остальным также лучше уменьшить потребление соли до 6 —8 граммов в день, вместо среднего потребления в настоящее время 10—15 граммов. На­чинать нужно с того, что из продуктов повседневного питания следует исключить все «солености», постепенно снижать добавление соли при приготовлении пищи. Лицам, больным гипертони­ей или предрасположенным к ней, со временем следует приучить себя есть пищу, приготовленную без соли, помня о том, что продукты на­шего повседневного питания (молочные продукты, хлеб и др.) уже содержат в суточ­ном рационе около 3 — 5 граммов соли.

–– Необходимо исключить из рациона алко­гольные напитки, особенно людям, страдающим гипертонической болезнью.

         Помните! Рациональное питание — основа здорового образа жизни, трудоспособного дол­голетия.

 

 

 

 

 Литература: Юрьева К.А., Коротеев А.В. Рациональное питание. Что это такое? — Мн.: Республиканский центр здоровья (Ж-л «Здаровы  лад  жыцця» №5 (43) 2002 г.)

свернуть

Эстетика питания детей

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика пи­тания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребе­нок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает опре­деленные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, на­чиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ре­бенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого вос­питатели должны позаботиться о создании в группе спо­койной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить вы­работку у детей пищеварительных соков и подавить пище­вой рефлекс.

За 20—30 мин до очередного приема пища детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 1,5—2 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каж­дый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка и быть про­маркированы соответствующим образом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необхо­димо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соот­ветствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят ва­зочки с цветами. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд желательно использовать свежую зелень, ярко окра­шенные овощи, фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торо­пить детей, отвлекать их посторонними разговорами, заме­чаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосре­доточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предло­жено.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения про­цесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки: Детей раннего воз­раста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользо­ваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговари­вать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5—2 лет едят ложкой

-2-

самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть ост­рыми). Дети старшей группы должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают сал­феткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фрук­тами или ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно детей раннего возрас­та, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожи­дании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо по­дается сразу после того, как съедено предыдущее. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют (детям с пони­женным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы пор­ций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слиш­ком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказ­ки и т. п. При отвлеченном внимании у ребенка тормо­зится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды пред­ложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блю­до, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое им блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к дру­гим полезным продуктам. Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит. Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.

При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, непереносимости их и т. п.

Особый подход необходим к детям с избыточной мас­сой тела, склонных к ожирению и с развившимся ожире­нием. При отсутствии к ним внимания со стороны воспи­тателей такие дети часто переедают.

Обычно во время кормления их объединяют и сажают за отдельные столы, чтобы они не чувствовали себя оби­женными, если их будут

-3-

ограничивать в питании.

Например, детям дают не пшеничный хлеб, а ржаной, причем не только на обед, но и на завтрак и на ужин. В полдник, если все дети получают выпечку, печенье или вафли, им заменяют их каким-нибудь овощным блюдом (овощное рагу, запеканка) или несладкими фруктами, можно к молоку или кефиру просто дать кусочек черного хлеба. По возможности жирный кефир и творог заменяют обезжиренными и дают их без сахара.

Во время обеда детям, склонным к ожирению, предла­гают двойную порцию салата, в то же время количество супа уменьшают наполовину, также уменьшают количество гарнира, особенно если он приготовлен из круп, макарон­ных изделий или картофеля. Крупяной гарнир лучше все­го заменять овощным или салатом из сырых овощей. Если на завтрак, обед или ужин в меню включаются блюда, сти­мулирующие аппетит (сельдь, форшмак, икра, бульон), то детям, склонным к ожирению, лучше их не предлагать.

Когда в качестве третьего блюда дается кисель или компот, детям, склонным к ожирению, лучше предложить несладкий сок или отвар шиповника.

Если ребенок с избыточной массой тела отказывается от какого-либо блюда или недоедает свою порцию, не надо настаивать на том, чтобы он съел все до конца. Когда та­кие дети сидят за отдельным столом, они не будут влиять на тех, кто страдает пониженным аппетитом.

Наблюдая за тучными детьми во время кормления, об­ращается внимание на темп их еды. Не разрешается то­ропливое поглощение блюд. Дети должны есть медленно, тщательно пережевывая пищу и делая небольшие пере­рывы между отдельными блюдами. Чувство насыщения у них наступит скорее, чем при поспешной еде и при упот­реблении меньших объемов блюд.

Проведение праздников, дней рождения воспитанников, дней союзных республик в дошкольных учреждениях име­ет большое значение. Детям готовят праздничный обед или предлагают необычное, интересное блюдо на полдник. Лучше приготовить как можно больше блюд из овощей, фруктов, ягод, а не прибегать к стандартной раздаче гос­тинцев, в состав которых входят какие-либо сладости (конфеты, печенье, вафли), а в лучшем случае дать ябло­ко или апельсин.

 

Литература: Алексеева  А.С.  Организация питания  детей в дошкольных учреждениях.  М.: Просвещение. 1990.

свернуть
поделиться в: